bridge of spies

Рецензия: Шпионский мост / Bridge of Spies (2015)

Честность и справедливость.

Как известно, люди во времена Холодной войны больше всего на свете боялись ядерных взрывов. Из-за растущей напряжённости в отношениях двух сверхдержав в лице США и СССР мир находился в довольно шатком состоянии. В пятидесятые годы в Америке довольно активно велась пропаганда возможного конфликта, вследствие которого вся Земля может быть окутана выжженным пеплом. Некоторые жители так и вовсе строили убежища, готовые в любую минуту принять новоиспечённых постояльцев. Однако со временем разлад и соперничество стран в военной мощи поутихли, и мысли о ядерном противостоянии, к всеобщему счастью, так и остались нереализованными, а Холодная война так и не обрела статус «горячей». Этот период истории ознаменовался рассветом международного шпионажа, где засланные на чужую территорию оперативники собирали информацию о своих потенциальных врагах. Словом, вся война была «закулисной» и не представляла ощутимой угрозы мирным гражданам. Она носила характер «информационной» вражды, в которой принимал участие определённый круг посвящённых во все тонкости людей. Волею судеб в противостояние был вовлечён обычной страховой агент Джеймс Донован, имеющий квалификацию юриста-адвоката. Именно ему в 1957 году, в самый разгар Холодной войны, поручили защищать схваченного на территории США советского шпиона Рудольфа Абеля. Новый фильм именитого мэтра Стивена Спилберга «Шпионский мост» (а вернее «Мост шпионов») рассказывает об этих самых событиях, тронувших историю всего мира. И хотя в реальности дело обстояло более прозаично, признанный маэстро сумел на основе взятого материала снять крепкую политико-корпоративную драму с нотками триллера, получившуюся, пусть и не без недостатков, действительно достойным кинопроизведением. Обо всём, как водится, по порядку.

В центре внимания оказывается страховой агент, бывший юристом, Джеймс Донован. Его назначают в качестве адвоката на защиту интересов пойманного вражеского шпиона, отказывающегося идти на сотрудничество. Несмотря на нежелание становиться «врагом общества» и ловить на себе пренебрежительные взгляды, Донован всё равно берётся за дело и со всем достоинством блюдёт главные принципы адвокатской деятельности – в первую очередь думать о клиенте и справедливой его защите. Ему удаётся достичь некоторых успехов в безнадёжном деле, когда соперничающие Советы хватают американского лазутчика. Приводит это всё к тому, что США и СССР соглашаются пойти на обмен шпионов, переговорщиком которого назначают Джеймса Донована, замыслившего попутно освободить из немецкого плена другого арестованного американца-студента, не являющегося правительственным агентом. Обмен планируют провести в Восточной Германии на Глиникском мосту, прозванном «Мостом шпионов».

Новая киноработа Стивена Спилберга неизбежно напрашивается на сравнение с другим творением знаменитого режиссёра – со «Списком Шиндлера» (который, к слову, отучил постановщика представлять немцев карикатурными, как в «Индиане Джонсе»), тоже повествующего о войне, только о Второй Мировой. Похожи они ещё и своими историями: «Schindler’s List» рассказывает об Оскаре Шиндлере, пытающегося спасти евреев, а «Bridge of Spies» ведает о Джеймсе Доноване, защищающего шпионов. Взятые временные периоды также говорят об их схожести. Однако всё же есть фундаментальные различия между этими картинами: если «Список Шиндлера» во всех смыслах приходится выдающимся, трёхчасовым эпохальным кинополотном с более широким масштабным «охватом», то «Шпионский мост», будучи камерным и локальным, выглядит куда как проще и более приземлённым. «Мост» вообще смотрится очень упрощённым, словно постановщик желал угодить простым зрителям, чтобы и они смогли проникнуться показанной историей. Словом, шедевра не получилось: Стивен Спилберг в этот раз не стал «мудрить» и «глубоко копать», представив на широкие экраны простую, но всё равно хорошую ленту – без претензии на гениальность и что-то выдающееся, но выглядящую весьма достойно в своём жанре.

Стивен Спилберг продолжает взявший 2015-м годом курс на обилие шпионских фильмов. И «Шпионский мост» явно выделяется на фоне остальных своих «коллег по жанру»: в отличие от той же «Миссии невыполнимой» с её лёгким задором, «Мост» драматически серьёзный и по-мрачному взрослый. В фильме нет место юмору или ярким краскам – здесь всё по-настоящему, без прикрас. Нет, конечно, без приукрашиваний не обошлось. Создатели не упустили возможность придать выбранным событиям особую важность в «холодном» конфликте и повысить их значимость, очевидно слегка преувеличивая и утрируя в допустимых нормах. Куда ощутимее картина поступает с действующими на экране личностями, откровенно их идеализируя, представляя того же Джеймса Донована воплощением самого благородства, когда как на самом деле Донован приходился «бывшим» шпионом, подосланным к Рудольфу Абелю, чтобы втереться к тому в доверие и разведать ценные сведения (поэтому его ярая защита вражеского оппонента была не такой уж «чистой»). Фрэнсиса Гэри Пауэрса же, американского лётчика-шпиона, фильм тоже не постеснялся «обелить», вразрез с реальными событиями показав его так, будто он ничего не выдал схватившим его коммунистам. Впрочем, подобные «умалчивания» и допущения можно простить авторам за достойный показ советского героя – всегда спокойного, стойкого, сильного, волевого и преданного. Словом, развесистой «клюквы» в «Шпионском мосту» не наблюдается, однако стоит понимать, что лента ориентирована преимущественно на западных зрителей, чем на российских, что приходится вполне естественным порядком вещей. Но, чтобы там ни происходило с историчностью и вложенными ценностями, насладиться демонстрируемым на экране смогут все зрители – вне зависимости от места проживания. Хорошее везде ценится одинаково.

Тем не менее, этому «хорошему» всё-таки чего-то не хватает. Будучи в целом довольно крепкой и компетентной драмой, «Шпионскому мосту» всё равно недостаёт драматизма и эмоциональности. Как триллер же лента «недосчитывается» напряжения. Кульминационный момент, обещающий быть эмоционально мощным, на деле оказывается каким-то вялым и слабым. На протяжении всего фильма на экране то и дело встречаются возможности разыграть нехилую чувственную драму, однако этого не происходит, и «Шпионский мост» так и продолжает вести своё медленное, цельное, ровное и по-хорошему тягучее повествование, за счёт чего произведение постепенно и уверенно «втягивает» зрителя в происходящее, неизменно вовлекая его в разворачивающийся процесс. Картину не назовёшь захватывающей, но из-за её чарующей размеренности эпитет «затягивающая» подойдёт в самый раз. И из-за своего «спокойствия», лишенного сильного эмоционального воздействия на зрителя, «Шпионский мост» начинает ощущаться действительно живым. Это, конечно, не уровень того же «Списка Шиндлера», где происходящее на экране вообще может восприниматься как документальная хроника, но всё равно выглядит правдоподобно. «Мост шпионов» кажется серым и в какой-то степени даже унылым, но ведь именно такой – невзрачной и потухшей – для некоторых представляется и реальная повседневная жизнь, где красочных красок временами очень не хватает. В этом отношении новая работа Стивена Спилберга напоминает «Самого опасного человека» – тоже посвящённого шпионам и их весьма монотонной трудовой деятельности. При выбранном «пожухлом» видении и «обыденном» представлении «Шпионский мост» воспринимается действительно живым и убедительным – словом, настоящим.

Способствует такому эффекту и главный герой Джеймс Донован в исполнении оскароносного Тома Хэнкса, который как всегда блистает. Не сказать, что Хэнксу достался очень сложный образ, но интересным назвать его определённо можно. Показанный на экране адвокат оказался в очень непростой ситуации, где с одной стороны на него давит долг перед страной и с другой наседают внутренние принципы, побуждающие поступить юриста так, как он сам считает. Таким образом, перед Донованом и встают животрепещущие вопросы. Подчиниться требованиям государства и следовать ожиданиям общества или пойти наперекор «системе» и поступить по совести? Прогнуться под натиском общего порицания или и дальше «гнуть свою линию», праведно защищая в первую очередь человека, а не вражеского шпиона? Сдаться и согласиться с тем, что «2×2=5», или упорно выступать за истину и усердно добиваться справедливости? По причине того, что «Мост шпионов», как уже оговаривалось, приходится довольно упрощённым произведением, Джеймс Донован почти не колеблется и однозначно выбирает вторые варианты. Джеймс – человек принципиальный, причём ключевым словом здесь приходится «человек». Он совестлив и справедлив, его поступки гуманны и, что самое главное, человечны. Образ Джеймса Донована откровенно идеализирован, но стоит признать: как персонаж Донован получился достаточно привлекательным и, что важнее всего, живым и убедительным. Том Хэнкс отлично передаёт полученную в результате свалившегося на его ношу груза ответственности внутреннюю усталость героя, его эмоциональное истощение и ярое рвение отстаивать честность и справедливость. Ничего выдающегося, впрочем, ожидать не стоит, но и того что есть достаточно чтобы поверить и в происходящее на экране, и в самих персонажей.

Стивен Спилберг, несмотря на кое-какие недочёты, снял крепкое драматическое разговорное кино с «дышащими» героями. У маэстро не получился шедевр, но, видно, он и не метил в эту категорию, так как явное упрощение всего того, что можно было упростить, заметно бросается в глаза. Как бы то ни было, такой подход, при всей справедливости, полностью оправдывает себя, ведь при общем рассмотрении «Шпионский мост» кажется не то что правдоподобным и реалистичным, а жизненным и понятным любому зрителю. История поглощает смотрящего человека и подталкивает его ею проникнуться, даже несмотря на то, что не имеет свойственной моральности и глубоких смыслов. Словом, «Bridge of Spies» получился несколько простым, но оттого не менее хорошим кинопроизведением. Да, фильму всё же не хватает важных аспектов вроде драматизма и напряжённости, однако и при таком раскладе картина держится весьма достойно. Главное, что «Шпионский мост» заставляет зрителя поверить в происходящее и убеждает его в правдивости показанного. «Мост шпионов» – не идеальный, зато настоящий.

8/10

(Особая награда:
«Список Донована»
Ни на секунду не забывая о шедевральном творении Стивена Спилберга с Лиамом Нисоном в главной роли, весь фильм так и представлять, как герой Тома Хэнкса увидит на улицах Берлина маленькую девочку в красном пальто).

Автор: Владислав Некрасов
Источник: http://vk.com/club81815246

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *