Goosebumps

Рецензия: Ужастики / Goosebumps (2015)

Мурашки от смеха.

Американский писатель Роберт Лоуренс Стайн работает в жанре ужасов, никого при этом особо не пугая. Можно сказать, он пишет «хорроры» без страха. «Как так?» – спросите вы. А всё дело в выбранной аудитории, кем для Стайна выступают подростки и более младшие читатели. На счету автора уже более шести десятков романов, сотни повестей и ещё больше рассказов, а суммарный тираж его произведений превышает 350 миллионов экземпляров. Стоит ли говорить, насколько велика его популярность. Роберта Стайна уже давно прозвали «Стивеном Кингом детской литературы», а потому экранизации его творений были лишь вопросом времени. Однако до широких экранов задумка поставить по мотивам «детских книжек», выпускавшихся под общим названием «Ужастики» (которые на самом деле «Мурашки»), полнометражный фильм добиралась долгие семь лет. За это время к проекту успели присмотреться и Тим Бёртон в качестве продюсера и сам Джордж А. Ромеро на правах сценариста, которые так и не смогли разобраться с главной проблемой, коей для создателей экранизации выступила неопределённость в плане выбора книги для собственно киноадаптации. В итоге было решено не применять ни одну из сочинённых историй, а объединить сразу все под «одной крышей», сотворив эдакую «сборную солянку» из всех придуманных Р. Л. Стайном монстров. Одного из главных героев же авторы сделали самого Стайна, внеся таким образом в готовящееся кинопроизведение нотки постмодернизма, так как книги писателя существуют в реальности самого фильма, а ту, на которой он собственно основан, писатель сочиняет прямо по ходу повествования. Словом, с отсылками и разного рода «пасхалками», а так же с чувством юмора у «Ужастиков» всё в полном порядке, однако называть картину «чёрной комедией» или тем более «ужасами» язык не поворачивается. Такие определения как «хоррор» или «триллер» в отношении фильма смотрятся крайне неуместными и даже неловкими эпитетами, которые совершенно не подходят конечному произведению, где смеха даже больше, чем мурашек. Впрочем, создатели нарочито никого не пугают – их целью было сделать задорный приключенческо-развлекательный киноаттракцион для всей семьи. И стоит признать: с этой задачей авторы определённо справились, однако откровенная простота не всегда идёт ленте на пользу.

Завязка всего сюжета, как и вся история, выглядит, ожидаемо, незамысловата. Молодой парень Зак (Дилан Миннетт) вместе со своей мамой (Эми Райан) переезжают в новый маленький городок, где все друг друга, естественно, знают. Подростку в незнакомом месте не очень нравится, однако всё меняется, когда он узнаёт, что его соседями оказываются очаровательная Ханна (Одейя Раш) и её странный папаша – некто по имени Роберт Стайн (Джек Блэк). Однажды ночью Зак вместе со своим трусоватым другом (Райан Ли) прокрадываются в чужой дом в попытке уберечь девушку от причуд отца. Внутри им попадается необычный шкаф, напичканный разными книгами в жанре «ужасы». По какой-то причине все рукописи находятся под замком, отперев один из которых друзья выпускают на волю ожившего прямо на глазах Снежного Человека, сошедшего буквально со страниц литературного произведения. Вскоре по стечению обстоятельств весь городок заполоняют монструозные создания, порождённые богатой фантазией писателя Роберта Лоуренса Стайна.

Правильный перевод оригинального названия «Goosebumps» звучит как «Мурашки» – и это самое подходящее для произведения слово, отлично его характеризующее. «Ужастики» (или как выразился бы Джек Блэк «Узустики») никого не пугают, даже самых маленьких и особо впечатлительных зрителей. Единственное, что им под силу – это нагнать на них мурашки, причём опять же не от страха, а разве что от смеха, так обильно вызываемого с экрана. Фильм получился, на удивление, остроумным, задорным, по-хорошему сумасбродным, весёлым и смешным, но откровенно глупым, наивным, легкомысленным и даже проходным, так как картина, по сути, не несёт за собой какой-либо художественной ценности. Чем вам запомнятся «Ужастики»? Ничем – круг возможностей чего-либо предложить зрителю у ленты очень узок. Фильм вышел откровенно «детским» и без претензии на что-нибудь весомое и значимое. Именуют ленту, к слову, как «В пасти безумия» для детей», что приходится довольно грубым сравнением: «Ужастики» больше похожи на «Джуманджи», «Затура» или «Ночь в музее», тоже являющиеся представителями «около подросткового» жанра. С первым же «Goosebumps» особенно породнились: если в культовой картине 90-х с Робином Уильямсом была «ожившая» настольная игра, то в «Мурашках» причиной возникновения приключений выступают книги с «воображаемыми» монстрами. Кинотворения даже персонажами напоминают друг друга: только в «Ужастиках» не дети, а уже подростки. Конечно, новоиспечённое кинопроизведение наглядно уступает «семейному» хиту конца прошлого века, но применимые и, главное, уместные ассоциации с таким удачным произведением уже сами по себе дорогого стоят.

Но вот что у фильма вышло неуместным так это незначительные элементы драмы, необходимые почти любой уважающей себя кинокартине. Работа режиссёра Роба Леттермана получилась намного проще своего давнего «идейного единомышленника» в лице всё той же «Джуманджи», а потому все требующие должного внимания аспекты в «Ужастиках» оказались крайне упрощёнными и созданными будто исключительно «для галочки». Драматическая составляющая (затрагивающая темы потери близкого человека, которая в фильме вообще не раскрывается, и проблему одиночества и непонимания), присутствующая в ленте, нужна только для определённых целей: придать местному сюжету осмысленности, пробудить в зрителях сопереживание персонажам и наделить этих самых героев человечностью, сделав их более приземлёнными, а оттого близкими и понятными смотрящим людям. Не сказать, что «смысловая часть» картины выдалась плохой – она скорее просто слаба, так как явно не приходилась для создателей чем-то важным. Здешняя любовная линия, внутренние переживания протагонистов получились, мягко говоря, штатными и формальными, не привлекающие надлежащего внимания. Местами «лирические отступления», куда иногда заводит повествование «Ужастиков», выглядят очень поверхностными и неуместными, тормозящими присущий динамичный темп, отчего временами возникает сильное желание, чтобы всей этой «лирики» лучше бы вообще не было – в некоторые моменты она всё-таки больше вредит, чем играет на пользу. Впрочем, надо отдать должное: какой-никакой интерес эти переживания и «смыслы» всё же вызывают и следить за героями не наскучивает.

Выручают ситуацию и актёры, среди которых достойно смотрится не только известный кинокомик Джек Блэк, но и действующая молодёжь на заглавных ролях. Их образы не отличаются какой-либо прописной «характерной» глубиной, но для подобной картины этого и не требуется. Главное, что персонажи смотрятся милыми и забавными (особенно хорошо вышел Роберт Стайн в исполнении Джека Блэка, отвечающего в «Ужастиках» за львиную долю их общего очарования). Вкупе с представленными монстрами и центральными человеческими лицами в ленте создаётся довольно колоритное и самобытное сочетание, на пару со стремительной динамикой скрывающее некоторые шероховатости компьютерной графики. И да, показанные на экране чудовища тоже получились забавными – не в последнюю очередь из-за самого отношения фильма ко всем ужасам. Некоторые непонятные потуги то ли напугать зрителя, то ли просто на него как-то воздействовать посредством крайне слабых «скримеров» создают впечатление, что «Мурашки» нарочито насмехаются и высмеивают большие страшные «хорроры» и их заезженные штампы. Будучи самостоятельно почти целиком состоящими из клише, «Ужастики» умудряются попутно посмеяться и над другими киноштампами из иных жанров. Изящным местное обыгрывание заезженных тем никак не назовёшь, но вот забавным – в самый раз.

Такой характеристикой и само кинопроизведение можно обозначить: «Goosebumps» – забавная комедия «ужасов», где, к всеобщему счастью, нашлось место остроумию и задору. «Ужастики, из-за своей излишней поверхностности, вряд ли войдут в историю как «культовое подростковое развлекательное кино», как когда-то запомнилась «Джуманджи», однако у них есть все шансы стать успешным и удачным киноциклом – почва, причём плодотворная, для этого имеется (хотя данные проката говорят об обратном). Если бы «Мурашки» делали «Disney», к ним наверняка прилагался бы отдельный тематический аттракцион. У ответственной за выпуск киностудии «Sony» нет собственных парков развлечений, однако «Goosebumps» и сами по себе похожи на один большой и увлекательный аттракцион для детей, которые на просмотре смогут вдоволь посмеяться. Но только не испугаться – за этим не к «Ужастикам». Здесь царит исключительно страшно смешное веселье.

7/10

(Особая награда:
«Домашние животные»
Во время эпизода на кладбище представлять, как из могил к людишкам потянутся кошачьи лапы).

Автор: Владислв Некрасов
Источник: http://vk.com/club81815246

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *