pawn sacrifice

Рецензия: Жертвуя пешкой / Pawn Sacrifice (2014)

Шахматная рок-звезда.

Творческие люди по принятому определению должны быть немного «не от мира сего». Говорят, истинный талант обязан содержать в себе толику безумия, дабы генерировать действительно уникальные идеи. Творить и создавать можно в разных видах деятельности – не только в сферах искусства. Например, шахматы, признанные полноценным спортом, – они кажутся простыми и понятными с незамысловатой структурой. Однако на профессиональном уровне данная игра перестаёт быть мимолётным увлечением и перерастает в нечто большее – возможно, в смысл жизни. Серьёзная шахматная партия требует немалых умственных усилий и дотошной подготовки. Конечно, игрокам приходится мыслить некоторыми заданными стандартами – заранее выучивать и применять на практике определённые тактики ведения матча. Тем не менее, и на деревянной, разделённой на равные квадратики доске есть место творческому процессу, когда в силу вступают изобретательная человеческая смекалка, внимательное наблюдение за оппонентом и искусная сообразительность прямо по ходу игры. Впрочем, самое трудное для настоящего шахматиста – это постоянно удерживать в голове мысленное представление игрового поля, чтобы в любой момент иметь возможность прокрутить очередную партию и сделать выводы. Словом, шахматы заставляют думать, причём быстро и незаурядно, хотя и предполагают заученные схемы.

Как бы то ни было, но повальное увлечение этим видом спорта, если верить некоторым историям, может несколько пагубно отразиться на психическом здоровье. Как, например, произошло с американским чемпионом Робертом Джеймсом Фишером. Его вклад во всю шахматную культуру трудно переоценить (по распространённому мнению, именно он популяризовал эту игровую дисциплину), однако после своего знаменательного триумфа, Фишер пал жертвой своей паранойи и неспособности жить чем-то другим, кроме шахмат – как результат, Роберт Джеймс вёл жалкое существование и молча скончался никому ненужный. Тем не менее, его имя навсегда сумело увековечиться в анналах истории, а ныне вышедший фильм «Жертвуя пешкой» в свойственной художественной манере познакомил с известным шахматистом и современную публику. Но главная заслуга картины в другом – ей удаётся показать не всеми почитаемый вид спорта как нечто увлекательное и даже опасное. При присущем ленте лоске такой агрессивный подход (почти все успешные игроки – люди, мягко говоря, странные) кажется почти оправданным, ведь желание сыграть после просмотра партию фильм вызывает – и именно что сыграть, так как подражать Роберту Фишеру вряд ли кому-то захочется, даже несмотря на всю избыточную красивость кинокартины. Обо всём, как сложилось, по порядку.

«Жертвуя пешкой», будучи биографической лентой, рассказывает о реально жившем человеке, а точнее об одном известном событии, где действующая личность принимала непосредственное участие. Речь идёт о мировом чемпионате по шахматам, где в финальном, состоящем из 24-х партий, поединке схлестнулись два гениальных ума – один со стороны СССР, другой от лица США. Юный выскочка, одержавший к своим годам уже немало побед, восходящая звезда Роберт Джеймс Фишер бросил вызов титулованному чемпиону мира Борису Спасскому. Однако главная для Фишера борьба разворачивается вовсе не на деревянном поле, а в его голове, мысли которой постепенно и уверенно охватывают шизофреническая паранойя и натуральное безумие. И только шахматы не дают Роберту окончательно сойти с ума – или наоборот, только этому способствуют.

Вообще, шахматы – специфический вид спорта. Многие до сих пор не могут воспринимать эту игру всерьёз, а уж считать её разновидностью настоящего «спорта» наравне с футболом или баскетболом и подавно. И стоит признать, шахматам действительно недостаёт присущих большим играм атрибутов вроде зрелищности, динамики, потных участников (хотя здесь всё зависит от напряжённости партии) и элементарного физического труда. Игровой шахматный процесс происходит по большей мере у противников в головах – доска же выступает лишь отражением их мыслительных ходов и умственных решений. И в этом-то шахматы и похожи на своих «собратьев с мячами». При игре в тот же футбол думать также необходимо – по крайней мере, при хорошей игре. Будь поле зелёным и большим или деревянным и миниатюрным, игрокам на них приходится обращаться к своим умственным навыкам для выведения тактики. Впрочем, шахматы всё равно остаются малопривлекательным видом спорта для общественного внимания. Однако, это лишь в скупой, скучной реальности, кино же – дело другое, там игра в шахматы может полностью преобразиться, стать увлекательной и захватывающей. И «Жертвуя пешкой» отличный тому показатель. Даже несмотря на то, что сами шахматы в фильме не особо и важны.

Картина в первую очередь посвящена центральному лицу – Роберту Джеймсу Фишеру, – его взрослению и становлению его личности. В этом отношении каких-либо откровений от киноленты не приходится ожидать: «Жертвуя пешкой» ведёт себя как типичный представитель «байопика», выделяя главного героя из общей массы и представляя его уникальным и особенным. Бегло пробежавшись по его детству и чуть старшим годам, фильм быстро доходит до относительно зрелого Фишера, где его сильно увлечённая игра в шахматы уже даёт о себе знать напрямую и не лучшим образом. Иными словами, картина впопыхах представляет главного героя, знакомит с ним зрителей и скоропостижно возвращается к основной истории вокруг борьбы за чемпионство мира. Из-за некоторой поспешности персонаж не успевает толком раскрыться, отчего всё его поведение вызывает лишь вопросы и вводит в ступор, так как проникнуться внутренним миром и душевным обустройством протагониста удаётся не сразу, а о причинах его расстройства догадываться приходится самому (внятного ответа, почему Роберт именно такой, лента не даёт). Поначалу «Жертвуя пешкой» вообще не пробуждает положительные эмоции – работа режиссёра Эдварда Цвика выглядит настолько наивно и «прилизано», что кажется откровенно искусственной и попросту неживой. Как бы то ни было, но впоследствии выбранный «художественный», шибко, если так можно сказать, «кинематографический» и «гиперреалистичный» стиль приедается либо становится более естественным в общем своём фоне. Словом, чем дальше уносятся события фильма, тем лучше он начинает восприниматься. Когда дело доходит до кульминационного шахматного поединка, картина и вовсе раскрывается в полной мере.

Вообще, в том, что касается шахмат, «Жертвуя пешкой» никак не проседает. Благодаря бодрому, метко подобранному саундтреку создателям удалось добиться немыслимого в реальном мире – придать шахматным играм динамики и увлекательности. Местная эпоха милостиво одаривает ленту замечательными «рок-н-рольными» композициями, чем картина не зазорно пользуется, подчёркивая при этом действующее время пятидесятых-шестидесятых годов. Недаром главного героя на экране сравнивают с рок-звездой, ведь – во-первых, – он и ведёт себя соответствующе (самовлюблённо, капризно, высокомерно, эгоистично и всё в таком духе), но и – во-вторых, – кто сказал, что в шахматах не может быть немного рока? В умелых руках понятие «рок-звезда» принимает весьма широкий характер. Впрочем, представленный в фильме Роберт Фишер вообще личность неординарная, чем и привлекает внимание.

Разглядеть в герое особой глубины будет несколько трудно, так как фигура из него получилась относительно односторонняя и в целом несложная. Тем не менее, как персонаж Роберт Джеймс вышел интересным, а потому за ним не надоедает наблюдать. Его непредсказуемое поведение, спровоцированное параноидальными наклонностями и промывкой мозгов неадекватной сектантской пропагандой, только этому способствует. Ответственный за изображение роли Тоби Магуайр прекрасно справился с работой. Вообще, все актёры подобраны удачно, но именно главный исполнитель заслуживает отдельной похвалы. Магуайр отлично передаёт душевное и физическое состояния своего героя – глядя в его безумные, смотрящие словно внутрь, а не наружу глаза, трудно не поверить, что перед нами истинный параноик или шизофреник, одержимый навязчивыми идеями. Словом, актёр играет убедительно, из-за чего и персонаж, будучи несколько неестественным, кажется живым. Удачный пример хорошего перевоплощения в образ.

Что же касается самого фильма, то вот назвать «Жертвуя пешкой» удачной биографической лентой будет уже не так легко – слишком приторным и вычурным кажется показанное. Как бы то ни было, основную суть, хоть и в художественной манере (по-другому «исторические» киноработы не умеют), картина всё же передаёт, да и следить за происходящим по большей мере интересно. Не сказать, что фильм придаёт шахматам напряжения (его «Pawn Sacrifice» добивается лишь в одной, финальной партии) – он скорее привносит им динамику, что только способствует вовлечению зрителя в просмотр. Помимо крепкой актёрской игры, «Жертвуя пешкой» в состоянии предложить и увлекательный показ «умного» вида спорта, что для картин, посвящённых шахматам и тому, что с ними связано, приходится лучшим комплиментом.

7/10

Автор: Владислав Некрасов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *