krampus

Рецензия: Крампус / Krampus (2015)

Рождественский ужас.

Новогодние фильмы бывают разными, но в основном это семейные или романтические комедии, где царит дух праздника и преобладает радостное настроение. Вспоминая специальные рождественские кинокартины, на ум сразу приходит «Один дома» – забавная история об одном мальчике, давшем отпор незадачливым грабителям. Подобные ленты, как правило, ничем не «загружают» зрителя, давая ему во время просмотра расслабиться и посмеяться – словом, отдохнуть. И так уж вышло, что главные зимние праздники – семейные мероприятия, объединяющие родных и близких. Следовательно, и фильмы ориентированы на соответствующую аудиторию – детей и их родителей, которые вместе смогут собраться перед одним экраном и насладиться новогодней комедией или мелодрамой с обязательным счастливым концом, дабы зритель вышел из зала с хорошим настроением.

Свежевыпущенный «Крампус» режиссёра Майкла Догерти выгодно выделяется на фоне своих «коллег по жанру», ведь эта потенциально семейно-рождественская картина по сути своей является «хоррор-комедией». Несмотря на малый, «подростковый» рейтинг «PG-13», лента изо всех сил старается походить на настоящий фильм ужасов, не забывая при этом и о присущей праздничной тематике. И да, «Крампус» – семейная картина, ведь что как не опасность способна объединить людей, даже если родственники друг друга на дух не переносят – перед общей угрозой волей-неволей приходится сплотиться и забыть про все обиды. Именно этому посвящена новая работа Майкла Догерти – постановщика, когда-то снявшего близкую по духу своему нынешнему проекту про фольклорного злого антипода Санта-Клауса, но более «взрослую» хэллоуинскую чёрную комедию ужасов «Кошелёк или жизнь» (фильм выходил сразу на видео, что не помешало ему стать культовым в узких кругах и заполучить предстоящий сиквел). И тот возрастной рейтинг, что достался «Крампусу», во многом сковал киномонстра, запретив ему проливать кровь на экране и в подробностях умерщвлять непослушных детей. Попытка создателей усидеть на двух стульях – и рассмешить, и напугать зрителей, попутно допустив к просмотру юных зрителей, – не всегда удаётся. В целом, из фильма получилось необычное, мрачное, но в то же время рождественское развлечение, способное вызвать как улыбку, так и мурашки, однако по отдельности выбранные компоненты выглядят довольно слабыми, отчего страдает и сама общая картина.

В канун Рождества семья Энгелей пригласила к себе в гости своих не очень дальних и не то чтобы любимых родственников. Все ещё верящий в чудо и Санта-Клауса Макс Энгел пишет рождественское письмо Санте, однако до адресата оно так и не доберётся. Двоюродные сёстры вскрывают письмо и начинают издеваться над наивным Максом. Под гнётом негатива и высмеиваний его чувств, мальчишка разочаровывается в празднике и разрывает письмо, теряя всякую надежду и веру в чудо, которое всё-таки случается, но совсем не так, как того желал Макс Энгел. Город заносит непроходимой снежной бурей, заметающей дороги и домашние пороги, а улицы окутывает зловещая тьма. В гости к жителям вторгся Крампус – тёмная противоположность Санта-Клауса, охотящаяся на плохих детей и их также непослушных родителей и не дарующая, а забирающая всё, до чего смогут дотянуться её когтистые лапы.

На первых порах, когда в фильме зарисовывается экспозиция с представлением главных действующих лиц и описанием местной обстановки, «Крампус» вовсе не кажется страшным. Наоборот, поначалу картина выглядит как довольно типичная рождественская лента о семейных отношениях и, как водится, проблемах, которые членам семьи суждено решить в эту праздничную ночь. В первом акте персонажи активно шутят, смеются, плачут – в общем, выдают привычные эмоциональные атрибуты семейной комедии. И за всё это время несколько затянутое вступление, в котором, впрочем, найдутся яркие моменты, увы, скорее утомляет, нежели увлекает. Однако режиссёру всё равно надо отдать должное: за первые минуты ему удаётся в общих чертах показать героев, обрисовать их характеры и познакомить зрителя с их обустройством, как в материальном плане, так и во внутреннем, семейном. Эта часть повествования кажется милой, душевной, трогательной и по обыкновению празднично-рождественской, но несколько скучной – словом, ничего необычного. Зато когда дворы окутывает снегопад, дороги начинают походить на белый ровный ковёр, а крыши принимаются прогибаться под весом собравшихся сугробов и тяжёлой поступью животных копыт, фильм преображается и визуально, и структурно – на экране потухает яркий свет, в колонках замолкает радостная музыка и за столом прекращает звучать счастливый смех. В этот миг «Крампус» перестаёт быть просто комедией, начиная нагонять на зрителя жути.

Но не переживайте: кроме как вызвать на вашем теле тревожные мурашки (и то не факт), новое творение Майкла Догерти на большее и не способно. Действительно испугаться смогут разве что маленькие дети, но вот в чём загвоздка – их подобная картина может попросту не заинтересовать своей мрачностью и всё-таки «взрослостью» (обилие, пусть и цензурно-бескровных, но, тем не менее, смертей на экране не даёт «Крампусу» стать «детским» и «пушистым»). Впрочем, с тем, чтобы нагнать жути и напряжения, он справляется. Однако всего этого фильм достигает примитивными и заезженными способами – странные звуки за стеной, резкие выпады под громкий звук (иными словами, так называемые «скримеры»), исчезновение героев и их схватки с демоническими приспешниками зла, – что не даёт назвать новоявленное кинопроизведение режиссёра Майкла Догерти компетентным или крепким хоррором. Да и те комедийные вкрапления, чьё количество с прибытием в ход истории плохого Крампуса не очень снизилось, а скорее обрело более «тёмные» оттенки, в отрыве от ужас-составляющей тоже не кажутся сильными или истинно смешными. Здешние шутки вообще едва ли могут рассмешить: их максимальный удел – это позабавить зрителя или комично разрядить угнетающую атмосферу разворачивающихся на экране событий. Зато вместе все эти элементы начинают работать, гармонично и удачно сочетаясь в тандеме. Нагнав немного страха устрашающими злыми созданиями, лента тут же снимает напряжение промелькнувшей по ходу действия забавной фразой и наоборот. При таком раскладе «Крампус» смотрится по-настоящему увлекательно и не даёт скучать до самого конца.

Однако иные проблемы фильму никак не удаётся скрыть – его смысловую пустоту, поверхностность, глупость и наивность. Мораль у «Крампуса», конечно, есть, но она, как и всё внутреннее содержание ленты, очень простая, отчего лишена какой-либо глубины или многогранности. Фильм, по существу, не оставляет после себя чего-либо существенного. На деле «Krampus» не несёт внутри никакой ценности и приходится лишь пустым, даже проходным, но всё-таки увлекательным и самобытным рождественским развлечением, более подходящим для зрелых зрителей, чем для малых. Актёры в фильме также не поражают воображение, но держатся достаточно неплохо. Даже молодые исполнители ролей смотрятся достойно, однако по вине неопытности в некоторые моменты всё же переигрывают, из-за чего в таких случаях несколько теряется убедительность и естественность происходящего, что, в общем-то, не делает «Крампусу» чести.

И всё же новую работу Майкла Догерти можно назвать стоящей лентой просмотра и заслуживающей внимания. Однако многого от картины, конечно же, не стоит ожидать. Присвоенный «Крампусу» возрастной рейтинг с пометкой «PG-13» не позволяет авторам как следует раскрепоститься, зато отсутствие малейшей капли крови (людей уносят под снег, их куда-то утаскивают или с ними происходит что-то страшное, но за кадром) и соответственно не имеющийся на экране натурализм смерти дезориентирует восприятие зрителя и создаёт обманчивое расслабляющее ощущение, будто все гибели на экране – «ненастоящие». Подобное способствует создателям провернуть в конце удачный финальный ход с неверными зрительскими ожиданиями – и вот это уже наоборот, добавляет «Крампусу» чести. И, несмотря на свои недостатки, новое экранное воплощение мифического существа всё равно остаётся хорошим вариантом для того чтобы сходить в новогодние праздники в кино и самую малость пощекотать себе нервы и также малую толику посмеяться. Не отличный, но неплохой, крепкий рождественский середнячок на один просмотр. Многого «Крампус», увы, не в силах предложить.

6/10

(Особая награда:
«Вера в чудо»
И всё-таки на протяжении всего просмотра надеяться, что через камин вот-вот пожалуют Санта в своём фирменном красном одеянии. Увы, но это другое кино).

Автор: Владислав Некрасов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *